Программа утилизации автомобилей 2021

Автомат или механика, что лучше и чем отличается АКПП от МКПП

Автомат или механика — что лучше выбрать, покупая автомобиль? Обсуждение этой темы продолжается с момента выпуска Oldsmobile Custom 8 Cruiser на автоматической трансмиссии в 1939 году. АКПП и МКПП постоянно совершенствуются и усложняются. Сравнение агрегатов по приоритетным параметрам поможет сделать обоснованный выбор машины.

Чем отличается автоматическая коробка передач от механической 

Чтобы сдвинуть автомобиль с места на ровном участке, нужно преодолеть силу инерции и создать наибольшую тягу на ведущие колеса. Полезный крутящий момент двигателя достигается только в определенном диапазоне частот. Если силовой агрегат напрямую соединить с колесами, то КПД мотора снизится. Чтобы обороты двигателя работали с максимальной отдачей, в схему включен посредник — автоматическая или механическая коробка передач.

АКПП и МКПП выполняют одну функцию: преобразуют энергию двигателя и передают ведущим колесам. Благодаря коробке передач машина движется с разной скоростью, едет назад и в гору. При этом, принцип работы и конструкция агрегатов имеют различия.

Когда стоит выбор: автомат или механика, каждый покупатель оценивает разницу по критериям затрат, надежности, удобства. Для объективного выбора нужно разобраться подробно, что такое МКПП и АКПП, в чем преимущества и недостатки их эксплуатации.

Принцип работы МКПП 

Механическая коробка представляет собой блоки шестерней, расположенные на 3 валах: входном, промежуточном и выходном. Входной вал соединен с коленчатым валом двигателя и промежуточным валом. Зубчатые колеса промежуточного вала сцеплены с колесами выходного неподвижного вала.

Шестерни вращаются независимо от выходного вала. Диаметры колес подобраны под передаточное отношение, достаточное для передачи крутящего момента на колесный привод при разном режиме движения. Если шестерню жестко соединить с валом, их скорости уравняются. Для этого используют синхронизаторы, в состав которых входит муфта включения, ступица с сухарями, кольцо блокировки.

Принцип работы МКПП заключается в ручном переключении выходных шестерней, которые зацепляются с приводами двигателя и колес. Для управления коробкой водитель использует рычаг и педаль сцепления. 

Сцепление в механике представляет собой набор фрикционных дисков, который разъединяет или сцепляет двигатель и трансмиссию за счет силы трения. Нажимая педаль, водитель прекращает передачу крутящего момента на входной вал. При этом снижается скорость, и происходит толчок. Расцепление гасит крутильные колебания и предотвращает удар от переключения передачи.

Двигая рычаг, водитель приводит в действие шток. Шток с помощью вилки управляет муфтой включения. Перемещение муфты влияет на положение сухарей ступицы, которые прижимают кольцо блокировки к шестерне. Под действием силы трения кольцо останавливается, и шлицы муфты сцепляются с шестерней. 

Решить проблему прерывания подачи крутящего момента смогла гидромеханическая АКПП. Соответственно принцип действия, конструкция и управление автомата отличается от механики.

Принцип работы АКПП

В основе автоматической коробки передач лежит планетарный механизм. Он состоит из набора шестерней, которые вращаются вокруг «солнца». У планетарного ряда 2 входа и 1 выход. Изменение входных скоростей с помощью пакетов фрикционов позволяет управлять вращением выходного вала.

В отличие от механики, в автомате переключение скоростей происходит по сигналу электронного блока. Чтобы включить передачу, в гидроблоке открывается требуемый канал для прохода трансмиссионного масла. Давление жидкости действует на поршень, который сжимает диски фрикционов. Одновременно разжимается пакет фрикционов предыдущей передачи. При этом потеря мощности при переключении не возникает.

Роль сцепления в автомате выполняет гидротрансформатор. Передача и преобразование момента двигателя происходит через трансмиссионную жидкость. Гидротрансформатор гасит вибрации силового агрегата и коробки, и автомобиль все время движется плавно.

Чем отличается механика от автомата, так это простой конструкции. АКПП — сложно скомпонованный механизм, из которого вытекают основные недостатки коробки.

АКПП или МКПП

Будущий владелец, выбирая между механикой и автоматом, в первую очередь должен определить для каких целей приобретается автомобиль:

  • для городского перемещения;
  • для преодоления лесного бездорожья, снежных заносов;
  • для буксировки тяжелой техники, перевозки грузов.

Немаловажен стаж и опыт вождения. Какая коробка передач лучше для усвоения новичком? Начинающий водитель должен чувствовать себя за рулем уверенно, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Сразу приходит ответ: коробка автомат, но для обоснованного вывода сравним плюсы и минусы механики и автомата.

Цена вопроса

Минусы АКПП начинаются с цены. Машина на автомате стоит на 50 000 рублей дороже механики. И это вполне обосновано: покупатель платит за комфорт и сложную конструкцию. Чаще всего производители устанавливают в автомобили покупные коробки, поэтому не могут влиять на стоимость агрегата.

В отличие от механической КПП обслуживать, ремонтировать и менять узлы в автомате выходит дороже. Для замены масла в АКПП потребуется 6 — 10 л, в МКПП — до 3 л. Из-за конструктивных особенностей расход топлива в автоматах среднего класса тоже выше, но эта разница с каждым годом стирается. Если водитель не соблюдает правила эксплуатации и не заботится о машине, расходы на ремонт станут соизмеримы.

Обслуживание и ремонт

Обе коробки передач: механика и автомат, нуждаются в замене масла. Масло работает как смазка и отводит лишнее тепло, предотвращая износ трущихся деталей. Кроме того оно создает пленку на поверхности металла, защищая от коррозии.

В автомате масло служит рабочим телом для передачи мощности двигателя и включения передачи. Со временем жидкость скапливает фрикционную пыль, металлическую пудру, становится черной и перегревается. Уровень и качество трансмиссионного масла проверяют каждые 15 000 км, а меняют через 60 000 км. Из-за тяжелых нагрузок жидкость в автомате требует обновления через 40 000 км. 

Мастера по ремонту и обслуживанию трансмиссий дают советы:

  • замена масла в механике и автомате на пробеге до 60 тысяч км поможет избежать неполадок с коробкой;
  • при техобслуживании АКПП необходимо промывать поддон, менять масляный фильтр и сальники.
  • старая смазка в МКПП работает как абразив и стачивает зубья шестерней из-за чего появляется гул и шум.

КПД и разгон

Что быстрее разгоняется: автомат или механика? Ручное управление МКПП позволяет водителю разгонять двигатель до «красной зоны» тахометра. Разница между механикой и автоматом в том, что первая максимально использует мощность и крутящий момент двигателя. Поэтому КПД и динамика у МКПП выше.

Мастерство вождения на МКПП и быстрое переключение рычага позволяют сократить расход топлива, пуская автомобиль накатом.

Надежность

Надежность коробки передач определяется количеством отказов или ресурсом, т.е. сколько механическая или автоматическая трансмиссия отработает до капремонта. Однозначно ответить, что лучше механика или автомат не получится, и вот почему. 

Конструктивно простая механика выглядит более надежной. В ней отсутствует гидравлика и электроника, способные выйти из строя. МКПП выдерживает нагрузки в виде буксировки, пробуксовки. 

Электронное управление АКПП исключает «человеческий фактор» и контролирует состояние агрегата. Коробки с 4-мя и 5-ю ступенями проще обслуживать, поэтому они надежнее 6-ступок. 

Ресурс эксплуатации

Ресурс эксплуатации коробки передач зависит от конструкции, условий вождения и обслуживания. Автоматы ZF 5HP, GM 5L40E, A750F, 722.4 разработки 80-х и 90-х годов проходили свыше 500 000 км без ремонта. Плановый капремонт современных 6-ти и 8-ми ступенчатых агрегатов проводят на 150 000 км.

Срок службы механики составляет 250 — 300 000 км.

Зимнее вождение

Зимой коробка автомат дольше прогревается из-за большого объема жидкости. Если масло хорошо не прогреть, АКПП будет толкаться за счет снижения давления. Пробуксовка на льду нагружает агрегат, увеличивая износ деталей и масла.

Автомобиль с механической коробкой передач  зимой быстрее готов стартовать, чем преимущественно отличается от автомата. Зажатая педаль сцепления позволяет снизить пусковую нагрузку на двигатель. Механике не страшны проскальзывания колес на льду или в снегу.

Комфорт

По удобству вождения автомат лучше механики. Неопытный водитель сможет тронуться с места не заглохнув, въехать на горку не скатываясь. Управление МКПП требует умения, концентрации и внимания, в то время как АКПП снижает нагрузку и утомляемость, особенно в городских пробках.

Ресурс двигателя и сцепления

Разница во взаимодействии автомата и механики с двигателем отражается на его ресурсе. Возможность МКПП раскручивать мотор до предела снижает срок службы силового агрегата. Электроника АКПП контролирует обороты двигателя, не позволяя ему перегреваться.


В механике при неправильной работе со сцеплением фрикционный диск истирается к 40 000 км, хотя его срок службы превышает 250 000 км. Гидротрансформатор в АКПП проработает 200 000 км. Если не менять масло, срок службы сократится вдвое. 

Поведение машины на дороге

Автоматическая и механическая коробки передач проявляют себя на дороге по разному. Машина с автоматом движется плавно, без рывков. Легко вкатывается в горку. Не глохнет.

Почему же есть водители, кто считает, что лучше механика, чем автомат? МКПП позволяет «прочувствовать» автомобиль и дорогу. Переключение передач вручную позволяет раскачиванием вывести машину из грязи. Автомобиль заводится «с толкача» и тормозит двигателем.

Что лучше автомат или механика

Сравнив КПП по разным параметрам, каждый сделает вывод что для него лучше: механика или автомат, и почему. АКПП больше подходит для городского перемещения в режиме «старт — стоп». Внедорожникам и грузовикам надежнее с МКПП. 

Механика надежность и экономичность

Итоговый подсчет «чем механика лучше автомата» сведен в таблицу.

Параметр Описание
Экономичность Стоимость автомобиля с МКПП ниже на 50 000 р. Расход масла менее 3 л. Ремонт и замена деталей производится редко. 
КПД и разгон Механика разгоняется быстрее и использует весь потенциал мотора. С ней можно переключать скорость выше или ниже по желанию водителя. 
Надежность Считаем, что механика надежней автомата при движении автомобиля по гравию, лесным проселкам, гололеду. Можно перевозить тяжелые грузы, буксировать прицепы.
Зимний режим Машина с МКПП быстрее трогается, не имеет ограничений по состоянию дорожного полотна.

Автомат комфорт и удобство

Преимущества АКПП — это удобство водителя. Не нужно задумываться о переключении передачи и дергать рычаг, стоя в пробках. Городскому новичку, не привыкшему к вождению, лучше начинать с автомата, потому что механика требует концентрации и умения работать с педалью сцепления.



Автоматическая трансмиссия  переключается плавно и бесшумно, обеспечивая максимальный комфорт.

Заключение

Что выбрать — механику или автомат, зависит от:

  • финансовых возможностей;
  • опытности водителя;
  • условий эксплуатации машины.

Тем, кто предпочитает обучаться быстро и ездить комфортно подойдет автоматическая трансмиссия. Любители контролировать движение и раскручивать двигатель на максимум выбирают механику.

Независимо, какой автомобиль — с  АКПП или МКПП —  выберет покупатель, с регулярным обслуживанием и соблюдением правил эксплуатации радость от вождения продлится 300 000 км.

( 8 оценок, среднее 5 из 5 )

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий